Глава 10. Район в годы войны.

ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ...

Великая Отечественная в датах и воспоминаниях ветеранов

Южнопортового района

Глава 10. Район в годы войны


Великая Отечественная война прервала многое из того, что было начато в районе. Заводы срочно перестраивались на выпуск военной продукции, в больницах и школах организовывались госпитали. Еще в преддверии Второй мировой войны, в октябре 1938 г., на ГПЗ-1 было начато проектирование цеха по изготовлению боеприпасов. Тогда его назвали для конспирации «Цехом разных деталей» (ЦРД). Летом же 1941 г. (с августа по октябрь) оборудование завода было эвакуировано на восток и послужило основой для создания новых заводов: ГПЗ-3 в Саратове, ГПЗ-4 в Самаре, ГПЗ-5 в Томске, ГПЗ-6 в Свердловске (Екатеринбург). Каждая боевая машина нашей армии была оснащена подшипниками ГПЗ-1 и его филиалов. Завод освоил выпуск и других изделий для фронта, например, затворы к ППШ, пулеметные звенья, детали к реактивным системам залпового огня («катюшам»), минные взрыватели. Более 6 тысяч работников завода ушли на фронт. Домой с войны не вернулись около 2 тысяч подшипниковцев. C сентября 1941 г. Московский автомобильный завод им. КИМ вошел в корпорацию заводов, выпускавших легкие танки, а в октябре эвакуировался на Урал, где работал в составе «Уралмаша». Многие рабочие завода уже в 1941 г. ушли на фронт, в истребительные батальоны, работали на возведении оборонительных сооружений под Москвой. С 1942 г. в заводских корпусах организовали ремонт отечественных и иностранных грузовых автомобилей («фордов», «доджей», «Студебеккеров») и другой техники. А в 1943 г. здесь построили специальный автопоезд для ремонта танков на полях сражений и отправили его на фронт. Велозавод в годы войны осваивает выпуск военной техники: пусковых механизмов для основного армейского автомата ППШ, труб для пусковых установок реактивных систем залпового огня («катюша») и других точных механизмов. Работа во время войны над точными приборами во многом определила будущее завода. Ушли на фронт в истребительные батальоны, пожарные команды и части ПВО в самом начале войны и многие сотрудники ЦНИИТМАШа. А на крышах институтских зданий установили тогда 2 зенитные батареи. 15 октября 1941 г. началась частичная эвакуация института. На Урал, в городок Талый Ключ ушел первый эшелон с наиболее ценным оборудованием. А вскоре часть эвакуировавшихся сотрудников (411 человек) переехала в Свердловск, где организовала Уральский филиал ЦНИИТМАШа, занимающийся технической помощью заводам Урала и Сибири. В Москве же с 16 октября все исследовательские работы были прекращены, и был произведен перемонтаж оборудования для выпуска оборонной продукции. Изготавливались корпуса для «катюш», мины и снаряды, детали к автоматам ППШ, танковым моторам и многое другое. Кузнечный цех тогда изготовил 25 000 ножевых штыков, которыми вооружили московскую Пролетарскую дивизию. Перешел на казарменное положение в годы войны и хлебозавод. Здесь остались одни женщины, выпускавшие хлеб и сухари для армии и города. В первые же дни войны заключенных ГУЛАГа, работавших на строительстве Южного порта, срочно на баржах вывезли по Волге в Казахстан. Немцы, чтобы лишить Москву возможности эвакуироваться по реке, часто бомбили ближайшие к порту шлюзы – Перервинский и Трудкоммуны. Для их охраны на горе, на месте нынешней школы № 490, где когда-то было старое кладбище, поставили зенитки, которые кожуховцы быстро назвали «могильными». Первого начальника Южного порта Константина Александровича Пашкевича еще в 1937 г. репрессировали. Случайно из заключения ему удалось отправить письмо о своем аресте лично Р. Землячке, соратнице В.И. Ленина, которая сумела вырвать Пашкевича из рук ГУЛАГа. Именно он руководил эвакуацией через Южный порт. На баржи вместо песка грузили станки и оборудование, ювелирные изделия, коров, рукописи из Библиотеки им. Ленина. В Москву же через Южный порт поступало зерно, продовольствие, дрова (ежесуточно 10-12 тыс. тонн). Когда с началом войны из работников порта в действующую армию были мобилизованы почти все грузчики, механизаторы, инженеры, их заменили жены, дети... Да по спецмобилизации Моссовета в порт пришли работать около 200 человек... Сюда же, на базу снабжения Западного фронта, приходили работать выздоравливающие после ранения бойцы. Не все еще школы района к началу войны были полными (восьмилетними). Но даже в этих неполных школах первый выпуск не успел доучиться. Школьников с частью учителей эвакуировали в Подмосковье, а школьные здания превратили в госпитали. Стал госпиталем и роддом № 15. Особая судьба ждала 513-ю школу. С первых дней войны ее передали в распоряжение военкомата. Здесь был организован пункт мобилизации на фронт. А в 1942 г. в здании этой школы формировался 7-й гвардейский Нежинско-Кузбасский ордена Суворова механизированный корпус. Затем, до 1944 г., в школе размещался военный госпиталь. В 1944 г. здесь по решению Правительства была организована артиллерийская школа, которая выпускала в год по 250 специалистов и просуществовала до 1957 г. Как и по всей Москве, во время налетов немецкой авиации на крышах школ-госпиталей дежурили москвичи. Но в то тяжелое время страдать приходилось не только людям, но и зданиям. Авиабомба, взорвавшаяся рядом с 485-й школой, повредила стену и фундамент. Пришлось лечить не только раненых, но и здание школы-госпиталя. Кирпичная школа Стандартного городка в Кожухове была уничтожена полностью авиабомбой в самом начале войны. 12 декабря 1941 г. во время налета вражеской авиации упала авиабомба у входа в механосборочный цех ЦНИИТМАШа. Но особенно «заботились» вражеские летчики о машиностроительном производстве. На завод им. КИМ было сброшено более 1000 фугасных и зажигательных бомб. После Битвы под Москвой, после отхода фронта на Запад и особенно к концу войны жизнь района стала перестраиваться на мирный лад. Думали уже не только о ранах, но и о будущем. С мая 1942 г. возобновился планомерный выпуск подшипников на ГПЗ-1. В 1944 г. ЦНИИТМАШ совместно с Коломенским паровозостроительным заводом начал разработку нового массового паровоза «Победа» (впоследствии названного серией «Л»). Закончили разработку уже в 1945 г. 26 августа 1944 г. завод им. КИМ был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). А в июне 1945 г. решили вопрос о производстве новой малолитражки, и конструкторы приступили к разработке чертежей. И, наконец, в 1943-1945 гг. спешно строится Московский шинный завод. После 1943 г. стало пополняться машинами и механизмами и хозяйство Южного порта. К концу войны здесь уже работало 5 портальных и 4 плавучих крана, пневматическая установка для перегрузки зерна. Начал действовать портовый буксирный флот. А с 1945 г. из Германии стали прибывать трофейные краны на 2-15 тонн типа «Дерик-Хойст», стальные баржи (ранее у нас были только деревянные) завода «Тигр» на 150 и 300 тонн. Район постепенно залечивал раны. Налаживалась мирная жизнь. Но всегда будут помнить в районе тех, кто отдал жизнь за этот мир. Монумент Вечной славы в память о работниках 1-го Государственного подшипникового завода, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлен в сквере напротив завода. Скульптура женщины со знаменем, пробитым пулями, олицетворяет Родину. На двух гранитных стелах увековечено 600 имен. Среди них: слесарь, Герой Советского Союза П. Романов, кузнецы Н. Ухловский и А. Шаваров, инструментальщики Д. Селезнев и В. Авдеев, токарь и партизан-подпольщик Л. Силин, 16-летний боец отряда народных мстителей И. Морозов. Авторы памятника, скульптор А. Новиков и архитектор Ю.Цветков, соорудили монумент в 1967 г. на средства трудящихся Пролетарского района. Это традиционное место встречи ветеранов в торжественные и памятные дни. Сегодня на территории нашего района проживают 2654 ветерана войны, в том числе 698 непосредственных участников боевых действий (из них 56 женщин), 265 инвалидов Великой Отечественной войны. В настоящее время в Юго-Восточном округе проживают 10 Героев Советского Союза, 4 полных кавалера ордена Славы. В Южнопортовом районе живет 1 полный кавалер ордена Славы.

счетчик посещений
Результаты антивирусного сканирования