Во второй половине XX века

Конец сороковых годов

24 июня 1945 года на Красной площади состоялся Парад Победы. Война закончилась. Ощущение наступившего мира рождало необычайный подъем. Москва восстанавливалась на удивление быстро. Уже к 1947 году, когда торжественно отмечали 800-летие Москвы, город был практически восстановлен, а во многом уже и расширен.

Послевоенная история района - это постепенное формирование его современного состояния. Вместе со страной, вместе с Москвой район прошел восстановление хозяйства, переживал периоды «оттепели», «застоя», «перестройки» и постепенно принимал сегодняшний вид.

Конечно, важнее всего было быстро восстановить производство. Уже в первой послевоенной пятилетке 1-ГПЗ в 3,5 раза увеличил производство подшипников.

4 декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) изготовили те первые 5 автомобилей «Москвич-400», проектирование которых началось еще в 1945 году. А с января 1947 года начался их серийный выпуск. На машине установили 23-сильный мотор, развивавший скорость до 90 км в час с расходом бензина 9 литров на 100 км. А затем новые планы, новые модели.

5 ноября 1945 года вступил в строй Московский шинный завод, построенный в 1943-1945 годах. В военное время сильно возросли потребности страны в автотранспорте, спешно открывались новые машиностроительные заводы, создавались их многочисленные филиалы. И все отечественные машины нужно было «обувать». А своего шинного завода не было. Шины приходилось покупать за границей. И вот 16 января 1943 года Правительство принимает решение стоить завод № 507.

Собственно, строить нужно было не завод, а помещения для него. Ведь весь комплекс оборудования уже был закуплен в Америке. Но оборудования было много, и площади пришлось искать большие. Причем разместить новый завод нужно было как можно ближе к московским автомобильным заводам - АМО (будущий ЗИЛ), МЗМА. А тут еще американцы поставили оборудование раньше обещанного срока. Так что времени на капитальное строительство не оставалось.

Тогда было решено использовать под первый цех шинного завода северо-западную часть 1-ГПЗ с прекрасным только что выстроенным четырехэтажным зданием (подшипниковый завод здесь уже свои производственные участки наметил и готовился поставить оборудование).

Московский шинный завод въехал в это здание, разместил американские агрегаты и 2 августа 1945 года выпустил первую автомобильную камеру. 25 сентября мастером сборочного цеха М.Е.Смирновым была собрана первая автопокрышка, а 5 ноября завод заработал полностью, выпуская шины для грузовиков ЗИС-5. И уже в 1947 году, когда Москва отмечала свое 800-летие, здесь была выпущена полумиллионная автопокрышка, а год спустя - миллионная. Тогда же завод начал производство и легковых шин для правительственных автомобилей ЗИС-110.

Сразу вокруг нового завода стали вырастать дома для рабочих. Так, местные старожилы вспоминают, что большой красный дом рядом с заводом по 1-й Дубровской улице строили пленные немцы. Здесь все было сделано аккуратно и добротно. А самое главное, близко к заводу.

А то первое четырехэтажное здание, с которого начинался завод, вскоре после войны отдали испанским ребятам, вывезенным в СССР в 1936-1939 годах. Многие из них так и остались жить в районе и работать на шинном и подшипниковом заводах. Открылся в 1949 году под Серпуховым и пионерский лагерь для летнего отдыха детей шинников.

Тогда, в пору становления (до 1955 года), возглавлял завод Владимир Петрович Чесноков. И именно его стараниями был подобран коллектив высококвалифицированных специалистов, составивших впоследствии ядро нового завода. Именно под его умелым руководством завод в 1950 году вышел на проектную мощность - 1527 тысяч автошин в год.

Появилось в районе в первые послевоенные годы и новое предприятие - бетонный завод № 3, который начал работать с 1946 года. За годы существования завод поставлял бетон на многие крупнейшие стройки столицы (выезд через Боровицкие ворота Кремля и мемориальный комплекс на Поклонной горе, пьедесталы памятников Жукову, Достоевскому и Петру I, торговый комплекс на Манежной площади и здание Московской мэрии, Бизнес-Центр у Пресни и Олимпийская деревня, Олимпийский комплекс «Детство и юношество» и Марьинский парк, Рублевская водопроводная станция и жилые комплексы в Бутове, Жулебине, Новокосине, Сабурове). До сих пор завод изготавливает товарный бетон самых высоких марок (до № 800 включительно).

ЦНИИТМАШ в первый послевоенный период сконцентрировал силы на тяжелом, энергетическом, транспортном машиностроении - там, где возникали наиболее сложные проблемы освоения крупногабаритных уникальных машин и агрегатов. Один только перечень сделанного в те годы поражает. Это мощные паровые турбины, гидротурбины, газовые турбины, сосуды высокого давления, сортопрокатные, листопрокатные и трубопрокатные станки, сверхмощные ковочные и штамповочные прессы, мощные и быстроходные дизели паровозов, тепловозов, электровозов, экскаваторов, бурильные установки, грузоподъемные краны, лифты, горнорудное оборудование и многие другие машины.

В 1946 году при Велозаводе, получившем тогда название «Мосприбор», начало формироваться проектно-конструкторское бюро радиоэлектронного направления. Деятельность именно этого, небольшого поначалу проектного бюро привела впоследствии к перестройке всей деятельности бывшего Велозавода.

Стал стремительно развиваться после войны и Южный порт.

Его возглавил тогда Борис Петрович Марисов - участник войны, кавалер многих правительственных наград. Этот энергичный руководитель, завоевавший громадный авторитет в коллективе и у руководства, сумел вывести Южный порт на уровень передовых предприятий города и страны. Южный порт наградили тогда орденом Трудового Красного Знамени, а сам Борис Петрович получил почетное звание «Заслуженный работник транспорта СССР».

Возвращался в мирное русло и быт района. Роддом № 15, в здании которого в годы войны размещался военный госпиталь, с 1945 года вновь вернулся к своим основным обязанностям.

В больнице № 13 в 1947 году возвели детский корпус на 110 мест для инфекционных больных (теперь это три детских отделения и реанимация для тяжелобольных детей). Второй терапевтический корпус на 240 пациентов построили в 1948 году. В нем разместилась неврология и кардиология. А в 1974 году был сдан новый хирургический корпус.

В послевоенные годы образовалось в Москве Всероссийское общество слепых (много их было после войны). Первичная организация этого общества, возникшая в 1947 году и позже получившая название «Южный порт», и сегодня продолжает работать в районе как межмуниципальное объединение.

Большинство членов общества - это люди пожилого возраста, прожившие долгую трудовую жизнь, много сделавшие для города. Вопросы социальной реабилитации, ориентирования, обучения чтению и письму Брайля для них чрезвычайно важны как гарантия самостоятельной жизни. Большое значение здесь придается организации содержательного и интересного досуга (тематические лекции, концерты, встречи, посещения театров, экскурсии).

Заслуженной популярностью не только в районе, но и в городе пользуется сегодня хор незрячих и слабовидящих, существующий свыше 30 лет. Хор - призер и дипломант многих конкурсов. В его репертуаре старинные и современные песни.

Все эти годы коллектив возглавляет Алексей Никитич Куликов - выпускник дирижерско-оркестрового факультета Московского университета культуры. И именно ему обязан хор своим профессионализмом и успехами.



Годы пятидесятые

«Пятидесятые» - это годы надежд. Надеялись на облегчение жизни в стране после смерти И.В.Сталина. Надеялись на освоение новых черноземных земель. Но более всего надеялись на стремительное развитие отечественной науки и техники.

Совершенствование производства в этот период шло от автоматизации отдельных станков к созданию автоматических линий, комплексных автоматических производств.

В 1956 году на 1-ГПЗ впервые в мире вступил в строй автоматический цех по выпуску массовых типов подшипников. Опыт завода по комплексной автоматизации производства был использован в Швеции, Великобритании, США, Японии и других странах. Недаром в 1958 году жюри Всемирной выставки в Брюсселе присудило 1-ГПЗ Большой приз и золотую медаль за создание уникальных крупногабаритных подшипников. Комплексная автоматизация завода настолько успешно продолжалась и в дальнейшем, что к 1980 году на заводе было уже 318 автоматических и механизированных линий, около 1000 станков с автооператорами, 89 механизированных многоярусных складов.

В 1955 году Московский шинный завод совместно с НИИ шинной промышленности организовывает производство больших партий бескамерных пневматических шин. Понадобились новые творческие разработки. И при заводе создали Объединение инициативных творческих работников. А поскольку совсем рядом, на заводе малолитражных автомобилей начался выпуск новой машины «Москвич», то шинный завод начал выпускать продукцию и для него.

Активно перестраивался и бывший Велозавод (теперь уже «Мосприбор»). В 1951 году недавно созданное на «Мосприборе» проектно-конструкторское бюро возглавило техническую перестройку завода. Началась разработка, а затем и выпуск радиотехнических комплексов первого послевоенного поколения. Предприятия получили тогда различную контрольно-измерительную аппаратуру, а жители города (да и всей страны) - радиоприемники «Москвич», «Звезда-54», «Маяк». Одновременно разрабатывалась аппаратура с более высокими характеристиками, пригодная для работы в военных и космических условиях.

Так, в недрах непрерывно развивающейся организации сложился костяк высококвалифицированных специалистов радиоэлектроники, системотехники, кибернетики и других новейших, прогрессивных направлений. Они в конечном счете и составили основу ОКБ-41, а затем самостоятельного ЦНИИ «Комета». Формировался этот замечательный коллектив долго - около 25 лет.

В 50-е годы город передал Министерству угольной промышленности землю по улице Петра Романова (сегодня это дом № 7) для создания здесь комплекса научно-исследовательских институтов: срочно нужно было механизировать и автоматизировать нелегкий труд горняков. Постепенно здесь сложились три НИИ: ЦНИИПодземмаш, ЦНИИУглемаш и ГИПРОУглеавтоматизация. Немало сделали эти институты и для строительства московского метро. Сегодня на территории района расположены два из них.

ЦНИИПодземмаш за долгие годы своей работы имел разные названия: КБ угольной промышленности СССР (с 1947 года), ПКБ по проектированию машин и оборудования для шахтного строительства (с 1951 года), Государственный проектно-конструкторский институт «Гипрошахтострой» (с 1953 года) и, наконец, Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «ЦНИИПодземшахтострой».

Основной задачей института всегда было конструирование новой техники для строительства и восстановления шахт. Институт сконструировал первые отечественные грейферы (грузозахватные приспособления подъемных механизмов), освободив рабочих от тяжелого ручного труда. Были созданы ствольные опалубки, предупреждающие осыпание грунта, и первые шахтные грузоподъемные машины.

В середине 50-х годов перед институтом были поставлены новые задачи. Необходимо было создать технику для строительства метрополитена и других городских тоннелей (канализационных, водопроводных и др.).

В дальнейшем институтом разрабатываются уже целые комплексы машин, практически полностью механизировавшие процессы строительства и работы шахт, а также создания городских тоннелей. Сейчас институтом подготовлен ряд предложений по созданию нового поколения техники с автоматизацией основных работ проходческого цикла.

За последние 40 лет создано множество «опорных пунктов» института в основных угольных бассейнах страны. Именно там дорабатываются и внедряются серии новых машин. А в поселке Скуратово Тульской области все эти годы работает экспериментальный завод института.

Высококвалифицированные специалисты института удостоены 15 Государственных премий, 2 премий Совета Министров СССР, наград ВДНХ; здесь получено более 500 авторских свидетельств и патентов на изобретения.

Если ЦНИИПодземмаш разрабатывает новые машины для угольной промышленности, то перед ЦНИИТУглемаш всегда ставилась задача создания технологии производства этих машин. Поэтому их территориальное соседство совсем не случайно. ЦНИИТУглемаш был создан в 1951 году под руководством Валентина Алексеевича Романова. В институте быстро сформировались 9 научно-технических отделов и ЦКБ цепных передач и устройств. А в 1959 году в г. Истре была создана производственно-экспериментальная база НИИ, ставшая в 1962 году опытным заводом. Там изготавливались и отлаживались все основные конструкторские разработки института.

Благодаря работе ЦНИИТУглемаш уже к середине 50-х годов значительно повысилось качество выпускаемых угольных комбайнов и редукторов угольных машин. А в 1959-1961 годах институту поручили внедрение полимерных материалов в тяжелое машиностроение, а также работы по автоматизации производства на заводах угольного машиностроения. В 1978 году ЦНИИ уже отвечал за технический уровень всех заводов отрасли.

Сегодня ЦНИИТУглемаш принимает участие в выполнении целевых программ «Топливо и энергия», «Развитие производства и оборудования для ТЭК» и других. Только с 1972 года институт получил 439 авторских свидетельств и патентов на научно-технические решения, а также множество призов и наград ВДНХ и других престижных международных выставок.

В конце 50-х годов в стране вспыхнула страшная эпидемия полиомиелита, быстро поражавшего нервную систему. Особенно трудно это заболевание проходило у детей. Тогда-то и был создан в районе (на 1-й Дубровской улице) Научно-исследовательский институт вирусных препаратов Российской Академии медицинских наук (1957 год). Главнейшей задачей НИИ в то время была борьба со свирепствовавшей эпидемией.

Для быстроты внедрения препаратов при НИИ тогда же создали и опытное производство - небольшой Завод бактерийных препаратов. В разгар эпидемии на заводе изготовили более 43 миллионов доз вакцины. В результате эта тяжелейшая болезнь была побеждена.

В 1983 году Завод бактерийных препаратов окончательно отделился от НИИ, а институт за годы работы разработал и внедрил в практику десятки высокоэффективных препаратов для борьбы с вирусными заболеваниями.

С момента организации НИИ и до своей кончины научным руководителем и директором был видный вирусолог, специалист по разработке научных основ производства вирусных препаратов, академик Отар Георгиевич Анджанаридзе (1920-1996). Все кадровые работники института и сейчас считают себя его учениками. Среди них известные ученые: академики РАМН Б.Ф. Семенов, Т.А. Бактемиров, целая плеяда заслуженных деятелей науки, профессоров.

Основной задачей деятельности института и сегодня остается разработка новых, более совершенных средств и методов диагностики, профилактики и лечения вирусных инфекций.

Здесь умело сочетают классические и ультрасовременные методики исследований. Ведутся работы по созданию вакцин против гриппа, кори, краснухи, герпеса, гепатита, СПИДа и др. Практически все вирусные вакцины в нашей стране созданы в этом НИИ. В распоряжение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) институт поставил более 1,5 млрд. доз противооспенной вакцины, благодаря которой в 40 странах Азии и Африки была ликвидирована оспа. В 1966 году в НИИ был создан региональный центр по оспе, который в 1967 году первым в мире получил статус Международного центра по оспе и родственным инфекциям.

Позже, в 1987 году в НИИ получили первую в нашей стране и одну из первых в мире тест-систему на ВИЧ-инфекцию. А всего за период 1995-1997 годов здесь разработали и внедрили в практику здравоохранения 13 диагностических препаратов, большинство из которых не имеет аналогов.

Но вернемся в 50-е годы. Быстро менялся быт района. Хлебозавод тогда оснастили шестью люлечными печами (АЦХ), образующими единый агрегат. Правда, печи, как и котельная, работали пока на угле.

Появилась в 50-е годы в районе еще одна городская больница (№ 53). В 1955 году открыли два первых корпуса - терапевтический и хирургический.

Первый главный врач Станислава Георгиевна Финкевич проработала в больнице 19 лет. Это великолепный специалист, умелый хозяйственник, человек большой души и щедрого сердца. Она сделала очень много как для развития больницы, так и для здравоохранения района.

После войны стало не хватать школ, ведь район не только восстанавливался, но и расширялся. И в 50-х годах открываются сразу четыре новые школы. Днем рождения школы № 506 считается 17 октября 1951 года (до 1954 года это была мужская школа). В 1955 году открываются школы № 462 и 483 (затем № 79 и 1274 имени В.В. Маяковского). А в 1957 году наступило 1 сентября и для общеобразовательной восьмилетней школы № 513, которой возвратили здание артиллеристы. Школу возглавил тогда Амиханов Сергей Васильевич, участник Великой Отечественной войны, а завучем была назначена Раменская Екатерина Васильевна, ставшая впоследствии заслуженным учителем РСФСР.

Специфика промышленного района наложила отпечаток и на контингент учеников школ. Это в основном дети работников 1-ГПЗ, шинного завода, хлебозавода, ЗИЛа, ЦНИИТМАШа. Да и сами заводы до последнего времени считали своим долгом помогать школам, воспитывающим их детей. Так школы и предприятия развивались вместе. Вместе организовывали учебный процесс, отдых учеников, вместе решали хозяйственные проблемы. Например, в 50-е -60-е годы было прекрасно организовано трудовое обучение учеников 5-8 классов в школе № 513. На уроках ребята выполняли заказы ЗИЛа, а школа за это получала приличный доход (до 2-3 тыс. руб. в год).

Устраивался в районе и молодежный досуг. Старшее поколение жителей района хорошо помнит свой районный Дом пионеров. Он располагался тогда на 1-й улице Машиностроения и был подлинным центром всех бурных ребячьих дел. Первым директором здесь работала Р.В. Краснокутская. Позже на базе Дома пионеров возникнет Центр детского творчества «Южнопортовый».

Еще в 1959 году при ЗИЛе возник Молодежный творческий клуб «Святогор».

Всего несколько лет спустя пришел сюда Анатолий Григорьевич Белков, в прошлом художник-дизайнер завода. И остался здесь навсегда. Анатолий Григорьевич, безусловно, потомок Левши. Своими руками он способен не только подковать, но и обуть блоху. Его мастерство, педагогический дар, строгая любовь к детям привлекают не только малышей, но и тех подростков, которых одинокий прохожий на вечерней улице стремится опасливо обойти сторонкой.

Многие старожилы Москвы застали то время, когда на улицах, площадях, скверах города было множество голубей. Никто их не прогонял. Ведь тогда, особенно после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957 год), голубь стал символом так нелегко доставшегося мира. Дети и взрослые приносили птицам хлеб, зерна. Тогда-то и появилось районное общество голубеводов. Сегодня оно объединяет тех, кто хранит память о времени, когда практически в любом московском дворике были голубятни и в небесную синь по залихватскому мальчишескому свисту взмывали стаи легкокрылых птиц. Ныне голубятни стали редкостью, но фанатичную любовь к этому прекрасному увлечению поддерживают районные энтузиасты.

 

 

Годы шестидесятые

Сегодня историки называют шестидесятые годы «оттепелью». Многое тогда изменилось. Но еще больше было дано обещаний. Характерной чертой того времени выглядят многочисленные постановления правительства о запрещении строительства крупных промышленных предприятий в черте Москвы. Запрет запретом, а строительство и расширение заводов все продолжались. Строить их предпочитали силами «лимитчиков», которые по окончании строительства становились москвичами. И город все больше и больше превращался в мегаполис, а его граница все дальше отодвигалась от нашего района.

1960 год стал рубежным для Москвы: по окончании строительства Московской кольцевой автодороги (МКАД) ее сделали новой границей города. Наш район, таким образом, становился почти центральным. Бывшие деревеньки теперь перестали быть городской окраиной. Кремль стал гораздо ближе к ним, чем новые границы Москвы.

Площадь Крестьянской заставы в 60-е годы. В 1968 году столицу в который раз переделили, на этот раз на 29 районов. С Пролетарским районом теперь граничил по Южнопортовой улице новый Люблинский район, а по Шарикоподшипниковской и 1-й Дубровской - Ждановский (до 1948 года - Таганский). Таким образом, Дубровка в те годы находилась в Ждановском районе, Кожухово - в Пролетарском, а почти все Сукино болото - в Люблинском.

Больше всего изменений произошло тогда в Нагатинской пойме. К концу 60-х годов она была уже полностью реконструирована. Поперек старого, постоянно широко разливавшегося русла реки соорудили две дамбы. Одна предназначалась для большого проспекта от Таганки до Каширского шоссе (тогда он еще только планировался), другая - для продолжения Горьковско-замоскворецкого радиуса московского метро. Между этими двумя дамбами устроили большой пруд. Сегодня это любимое место рыболовов.

А в старом русле реки образовался большой залив. Здесь «поселили» Московское детское речное пароходство (улица Трофимова, 9). А для прохода судов вырыли новый спрямительный канал протяженностью 3,5 км и шириной 170 метров. Судоходство по нему началось 20 августа 1968 года.

В самой же пойме после подсыпки в 70-х годах свыше 1 млн. куб. метров грунта заложили парк (архитектор В.И. Иванов), который с удовольствием посещают в воскресные и праздничные дни жители близлежащих домов. Правда, парк пока не благоустроен и ждет своего хозяина.

А Нагатинский мост над спрямительным каналом построен по проекту архитектора К. Н. Яковлева и инженера А. Б. Дуганова в 1966 году, то есть раньше самого канала. Дело в том, что этот уникальный мост возводили на твердом грунте, и лишь потом под ним провели канал.

Длина моста 233 м, а ширина проезда для городского транспорта - 34,2 м. Пролетное строение выполнено в виде неразрезной железобетонной сборной балки, состоящей из блоков, соединение которых выполнено эпоксидным клеем. Подходы к мосту оформлены в железобетонных эстакадах, в которых устроены гаражи. Авторам проекта и строителям за сооружение Нагатинского моста и комплекса инженерных сооружений присуждена Государственная премия СССР (1976 г.).

Так решилась проблема транспортной связи Кожухова и Нагатина, куда добираться ранее приходилось кружным путем через Автозаводский (бывший Даниловский) мост. На это уходило около часа.

В связи с преобразованием транспортных магистралей района проложили и два путепровода (так называют автомобильные мосты над железнодорожными путями).

Сайкинский путепровод (по проекту архитектора К. П. Савельева и инженера З. В. Фрейдиной) сооружен в 1969 году через Малое кольцо Окружной железной дороги. Он соединяет улицы Велозаводскую и Сайкина. А Шарикоподшипниковский путепровод, соединяющий улицы Южнопортовую и Шарикоподшипниковскую, проложен в 1966 году. Он спроектирован архитектором К.Н. Яковлевым и инженером И. Ю. Аршавским.

В 1967 году 4-й Дубровский переулок переименовали в улицу Мельникова.

Федор Николаевич Мельников (1885-1938) - профессиональный революционер, рабочий, член партии с 1904 года. Во время Декабрьского вооруженного восстания в Москве он участвовал в боях на Пресне. А с 1907 года стал членом Рогожского райсовета, а потом (после Февральской революции) и исполкома Рогожского райсовета. С августа 1917 года Федор Николаевич входит в боевую пятерку по созданию Красной гвардии района. Тогда же его избирают гласным районной Думы. В Октябрьские дни он руководит отрядом красногвардейцев чаеразвесочной фабрики «Караван», участвует в боях в Лефортове.

Не отставали от территории района в своей модернизации и его предприятия. 6 декабря 1960 года с главного конвейера МЗМА сошел 500-тысячный автомобиль «Москвич», а 18 мая 1967 года - миллионный. А 25 октября 1968 года в связи с 50-летием ВЛКСМ завод переименовали в «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола». Появилась привычная сегодня жителям района аббревиатура АЗЛК.

60-е годы - время активной перестройки работы на Московском шинном заводе. Здесь создают новые технологии, усиливают контроль за качеством продукции. В 1961 году на заводе были открыты два экспериментальных подразделения для отработки и изготовления опытных образцов шин и оборудования. На следующий год приступила к работе исследовательская лаборатория экономики и организации производства.

И результаты поисков не замедлили сказаться. Уже в 1963 году начали строить корпус А для производства больших грузовых шин и уже в 1967 году начали их выпуск. Тогда же на заводе появился первый Герой Социалистического Труда. Им стал машинист резиносмесительного подготовительного цеха М.А. Пчелинцев.

И, наконец, в 1968 году Шинный завод превысил проектную мощность в два раза. Здесь впервые в СССР была освоена линия вулканизации камер легковых автомобилей, создана отечественная линия поточной пооперационной сборки автопокрышек повышенной проходимости, полуавтоматическая линия вулканизации автопокрышек.

В 1961 году завод «Мосприбор» получил задание по освоению изделий нового поколения. Одновременно стремительно расширялась работа по космической тематике. Вскоре она уже вышла за пределы отдельного конструкторского бюро. Еще с конца 50-х годов в ЦНИИ перешли к разработкам сложных систем связи и управления космическими аппаратами в автоматическом режиме. Были заложены и апробированы основы разработки ряда систем класса «Космос-Космос», «Космос-Море», «Космос-Земля».

Коллектив ПКБ при заводе «Мосприбор» с 1960 по 1991 год возглавлял Георгий Иванович Сосна, участник войны, лауреат Государственной премии, внесший огромный вклад в становление коллектива.

Ниже Южного порта, на болоте, с помощью дамбы, у которой выгружали отходы литейного производства ЗИЛа, породу метростроя и другой грунт, подготовили территорию в 12 га для строительства новых причалов. Тогда же в Южном порту в строй было введено еще 10 новых портальных кранов. Объем переработки грузов вырос более чем в 4 раза. Увеличение же объемов жилищного строительства в Москве потребовало и значительного роста перевозок через порт строительных грузов. Порт успешно справлялся с работой.

Еще к 50-м годам стало ясно, что руководствоваться старым градостроительным планом Москвы, созданным в 1935 году, уже невозможно. Генплан 1935 года предусматривал прежде всего создание помпезного центра с грандиозным Дворцом Советов. На этот Дворец и должны были ориентироваться московские высотные здания. Однако в 50-е годы город сильно разросся, да к тому же стало ясно, что Дворца Советов не построить (вместо него соорудили открытый бассейн «Москва»). Поэтому в 1952 году был принят новый Генеральный план Москвы. Он в основном развивал идеи предыдущего. Но главным в нем уже стало развитие жилищного строительства на совершенно новых принципах. Здания теперь не строились по кирпичику, а собирались из крупных панелей и блоков. Целые комнаты теперь изготавливались из железобетона на заводах. Это позволило необычайно ускорить процесс строительства. Кроме того, от архитекторов стали теперь требовать не помпезности, а скорости и простоты. 60-е годы стали кульминацией такого блочного и панельного железобетонного строительства.

Тогда и появилось в нашем районе знаменитое Конструкторское бюро по железобетону.

Инициатором, организатором, а затем главным инженером и директором КБ стал Александр Александрович Якушев (1912-1979). Именно он, еще работая руководителем 1-го завода железобетонных изделий, убедил правительство создать КБ по железобетону. Оно начало работать в 1954 году на Рязанском шоссе у Карачарова. Через 2 года КБ переехало в Безбожный (Протопоповский) переулок, а с начала 1964 года находится на 1-й улице Машиностроения.

В КБ решались вопросы строительства по новейшим технологиям. Так, в 1957 году под руководством и по проекту КБ были построены первые крупнопанельные дома в Домодедове. В последующие годы аналогичные конструкции были применены для строительства школ и детских садиков, сельских общественных и частных зданий, пансионатов (в 1962 году КБ строит новый дом для родителей Юрия Гагарина в городе Гжатске - на родине космонавта).

В конце 60-х - начале 70-х годов все больше и больше городов внедряют разработки КБ. Это Мурманск и Сочи, Батуми и Минводы, Пятигорск и Хабаровск, Рига и поселки Саяно-Шушенской ГЭС. К 1967 году КБ ведет работы более чем в 60 городах и поселках. Появляются и новые разработки: сельские одно- и двухэтажные домики, двухэтажные квартиры и даже сейсмостойкие здания.

Так, в городе Дербенте в Дагестане по проекту КБ был построен первый 12-этажный сейсмостойкий дом. Да и в городах, пострадавших от землетрясений, восстановительные работы ведутся по проектам КБ.

7 января 1981 года конструкторскому бюро было присвоено имя А.А. Якушева, более четверти века им руководившего.

Произошли изменения и на районном хлебозаводе. Перевели, наконец, на газовое топливо печи. Замес теста теперь производился в тестомесильных машинах периодического действия (ХТШ), которые в 1953 году были заменены агрегатами Гатилина, а к 1960 году - агрегатами непрерывного действия конструкции Хренова. В 1968 году на заводе было внедрено также бестарное хранение муки.

Меняется в это время и социальное хозяйство района.

В 1966 году в больнице № 13 открыли четырехэтажный корпус поликлиники. А в 1963 году начала работу детская городская поликлиника № 61. До 1991 года она располагалась на 1-м этаже жилого дома по улице Петра Романова.

Первым главным врачом здесь стала Н.Н. Богданова, возглавлявшая коллектив 15 лет и затем работавшая врачом-педиатром детских дошкольных учреждений.

И сегодня поликлиника осуществляет медицинское наблюдение за детьми до 15 лет. У нее более 20 тысяч маленьких пациентов и около 3 тысяч из них - дошкольники.

С августа 1969 года работает в районе психоневрологический диспансер № 10. Здесь оказывают психиатрическую, психотерапевтическую, психологическую и логопедическую помощь пациентам не только нашего, но четырех соседних районов Южного округа Москвы (а это в общей сложности свыше 300 тысяч человек).

Первым главным врачом здесь был Эдуард Семенович Дроздов, впоследствии возглавивший наркологическую больницу № 17 и ставший главным наркологом Москвы.

60-е-70-е годы были отмечены необычайным увлечением спортом. Болельщики часами просиживали у радиоприемников, телевизоров, толпами собирались на стадионах. Каждая победа советских спортсменов тогда воспринималась как национальный праздник. Каждый уважающий себя завод старался построить свой, пусть небольшой стадион.

Старейшее и самое крупное спортивное сооружение нашего района - это спорткомплекс «Подшипник», база которого включает стадион с футбольным полем, беговую дорожку, волейбольную площадку, лыжную базу, несколько игровых залов во Дворце культуры и техники и зал борьбы «Кожуховец». До 90-х годов сборные завода были заметны на всех спартакиадах Москвы и РФ, хотя наиболее значительных результатов добивались воспитанники секций тяжелой атлетики, бадминтона. Неизменным уважением у болельщиков пользовалась футбольная команда.

Возникло устойчивое увлечение спортом и в общеобразовательных школах. С 1974 года работает в тесной связи с Детской юношеской спортивной школой Олимпийского резерва школа № 500. Сегодня в школе 5 спортивных классов со специализацией волейбол. А 26 декабря 1997 года бюро Исполкома Олимпийского комитета России наградило дипломом ОКР и Комитета «Фэйр Плэй» московскую общеобразовательную школу № 513 - «за целенаправленную работу по воспитанию подрастающего поколения в духе принципов «Фэйр Плэй», сохранение памяти о спортсменах-земляках и оказание посильной помощи ветеранам спорта».

Если в 50-х годах лицо каждой общеобразовательной школы в районе только определялось, то в 60-70-е годы уже многие школы района заявили о своей индивидуальности, неповторимости. Для одних это была связь с вузами Москвы, в других школах эта специфика проявилась в виде создания интересных школьных музеев. В школе № 506 создается группа «Поиск», которая пишет историю жизни героя-пограничника П.Д. Сайкина, посещает погранзаставу им. Сайкина, а пионерская дружина боролась тогда за право носить имя Сайкина. Многим сегодня памятны походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами у костра, слеты и сборы.

А в школе № 1274 (79) музей В.В. Маяковского стал не просто частью воспитательной работы, но основой всей жизни школы на долгие годы. В школе с самого начала благодаря энтузиазму словесников и историков значительное место приобрело эстетическое образование и воспитание. А в 1965 году началась работа по созданию школьного музея В.В. Маяковского, и 14 апреля 1966 года музей был открыт. С тех пор вот уже 32 года он успешно функционирует как музей-клуб. Работа музея-клуба - это поиски материалов о Маяковском и других писателях, систематизация и изучение этих материалов, организация литературных выставок и проведение экскурсий по ним самими учащимися, литературные вечера, встречи, читательские конференции, диспуты, конкурсы чтецов и иллюстраторов, литературно-художественное творчество (ежегодно выпускается альманах «Маяковцы»). За прошедшие годы ребята побывали в Кутаиси и Багдади (на родине Маяковского), в Петербурге, Ярославле, Туле и Ясной Поляне, Орле и Спасском-Лутовинове, в Пскове и Пушкинских Горах, в Пушкинском Верхневолжье, в Нижнем Новгороде и в Болдине, в Калуге и Тарусе и во многих других литературных и исторических местах. С 1967 года регулярно, раз в два года, в школе проводятся вечера клуба «СОВА» (Спрашивайте-Отвечаем-Все-Абсолютно), где на многочисленные вопросы ребят отвечают писатели, журналисты, актеры, ученые. На этих вечерах неизменно торжествуют любознательность, правда, юмор, талантливость.

В 1981 году школе было присвоено имя В.В. Маяковского.

Создан был этот удивительный музей по инициативе директора школы Семена Рувимовича Богуславского - кандидата педагогических наук, заслуженного учителя Российской Федерации, участника Великой Отечественной войны, члена Союза журналистов РФ, автора многочисленных публикаций в газетах и журналах, научных сборниках. И еще - автора очень хороших стихов о школе, об учителях и учениках. Недавно он отметил свой 30-летний юбилей работы в этой школе.

«В свободный от уроков день
Иду по улице без цели.
И это вроде панацеи
В свободный от уроков день.
Не думать вовсе ни о чем -
Как соблазнительно бездумье!
Но это чистое безумье -
Не думать вовсе ни о чем.
Иду куда глаза глядят.
Иду, толпою обтекаем.
Мы сами не подозреваем,
Куда глаза у нас глядят.
Мои глаза глядят в меня,
А видят внешние предметы.
Обозначая их приметы,
Мои глаза глядят в меня.
А что во мне?
Все тот же класс,
И тот же шум, и те же лица.
И долго еще будет длиться
Все та же школа,
тот же класс.
Звонок.
Примолкли этажи.
Что ж мысль моя по школе бродит?
Что ищет,
что она находит,
Пока примолкли этажи?
Нет!
Мне себя не уберечь
От детского прикосновенья,
От муки
и от озаренья,
Пока живу,
- не уберечь.
А говоришь: свободный день.
А говоришь: идешь без цели.
О наши бедные лицеи,
Когда у нас свободный день...».

Семен Богуславский

В 60-е годы огромным успехом среди старшеклассников Пролетарского района пользовались вечера художественного слова, которые проводились в библиотеке № 147 на Велозаводской улице. В уютном зале можно было услышать любимые литературные произведения в исполнении лучших мастеров. Отрадно, что эта замечательная традиция сохранилась и в наши дни. За 60 лет услугами библиотеки пользовалось не одно поколение жителей района. Читатели с неизменной благодарностью вспоминают Н.В. Козарь, М.Э. Виноградову, Е.И. Шмелеву, Р.Д. Ибрагимову, которые стали для многих друзьями и советчиками. Семнадцать лет трудится в библиотеке Л.В. Букреева.

Официально годом рождения библиотеки № 149 считается 1961-й. Размещалась она тогда на 3-й Кожуховской улице. В новое помещение на улице Петра Романова библиотека переехала позже, в 1984 году. С первых дней работы библиотека стала молодежной. Почетные грамоты, которыми отмечена ее работа, бережно хранятся в архиве библиотеки. В 60-е - 70-е годы библиотеку возглавляли высококвалифицированные и опытные специалисты: директор З.А. Маричева (Евдокимова), В.М. Щедрин - зав. абонементом, И.П. Петухов - зав. читальным залом.

«Вечернею школою-десятилеткой
На четверть заполнен просторный перрон.
И вот из туннеля железной рулеткой
Навстречу нам вылетел поезд метро...
Девчушки-девчонки в цветастых косынках,
В чулках-паутинках - держите фасон!
Ваш приступ веселости прост и беспечен,
Как прост и беспечен ваш броский наряд...
Сегодня на «Шарике» - праздничный вечер,
Затейники, танцы и бал-маскарад...».

Илья Лапиров

Строительство кинотеатра «Свобода» Нам сегодня, в век индивидуальной видеотехники, трудно даже представить, какую роль играли в жизни города в 60-х - 70-х годах кинотеатры. Иногда это была единственная отдушина в сильно политизированной жизни советского общества. Районный кинотеатр «Свобода» встретил первых кинозрителей в 1962 году. У входа толпилась молодежь, зал не вмещал всех желающих попасть на киносеанс. Здесь проходили кинофестивали, недели тематических и республиканских показов, а в дни школьных каникул - специальные детские программы.

Так, постепенно изменяясь, проживал район десятилетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Годы семидесятые и восьмидесятые

«Дома, дома - за рядом ряд,
Да столько, что не счесть их!
А много-много лет назад
Петр Первый муштровал солдат
На этом самом месте.
А десять-двадцать лет назад -
Я сам тому свидетель -
Бараки были тут, и - над
Убожеством их - дым и смрад
Гонял трудяга-ветер.
Теперь с больших афиш неон
Льет мягкий свет струистый:
На Дом культуры, стадион,
И на проспект, и на газон,
И на речную пристань. Когда бы Петр из праха встал,
Вкруг глянул вместе с нами,
То он, наверно б, не узнал
Местечко, где «шутил-играл»
С потешными полками».

Владимир Лякишев

Еще в шестидесятых годах, после того, как границей Москвы стала Московская кольцевая автодорога (МКАД), стало ясно, что город нужно организовывать по-новому. Нужен был новый генеральный план. После одиннадцати лет трудов и боев он был утвержден в 1971 году. Архитекторы разбили Москву на восемь планировочных районов: Центральный - в пределах Садового кольца - и семь ее окружающих. Каждый район мыслился как отдельный город со своим центром, культурными, торговыми и административными зонами. При этом центры всех районов архитекторы стремились связать с историческим древним центром Москвы широкими улицами или проспектами. Получалась своеобразная звездообразная структура. Полностью эта идея, к сожалению, не воплотилась.

Однако именно тогда каждый из московских районов стал приобретать свое лицо. А так как наш район исторически возникал как промышленный, то именно нужды предприятий продолжали определять здесь социальную политику. И его жители очень остро это ощущали на себе. В трудные годы рабочие районы все же лучше снабжались, чем Москва в целом. Но и жизнь в них была подчас труднее.

Сами же предприятия района продолжали стремительно развиваться. Это был пик их развития при старой партийно-государственной экономической системе. 70-е годы принесли много нового 1-ГПЗ. В 1971 году завод был награжден орденом Ленина. Более 6 тысяч работников завода отмечены государственными наградами.

Среди Героев Социалистического Труда был и директор завода А.А. Громов, прошедший с заводом большой трудовой путь от рабочего до главного инженера (в 1950 году) и директора (февраль 1953 года).

Еще с весны 1968 года на Сукином болоте у платформы «Текстильщики», где ранее были капустные плантации совхоза им. М. Горького, началось освоение новой промышленной зоны для АЗЛК. На болоте сняли плодородный слой торфа и вместо него по трубам намыли песок, доставленный на баржах в Южный порт. На песчаном основании и сваях соорудили главный корпус для сборочного и кузнечного производств, четыре четырехэтажных здания под столовую и бытовки, 14-этажный административный корпус с вычислительным центром, поликлиникой, здание музея завода. Тогда же к Южному порту провели железную дорогу, связавшую АЗЛК с сортировочной станцией «Люблино» и Московской Окружной железной дорогой.

13 сентября 1971 года было образовано автомобильное производственное объединение «Авто-Москвич», в которое вошли АЗЛК, завод «Мосавтоприбор» и завод автомобильных запасных частей - филиал АЗЛК в Кинешме. С 1976 года к ним присоединились радиаторный завод в Лихославле и в 1988 году - завод в Сухиничах. 29 сентября 1971 года с завода вышел первый «Москвич-412». В то время генеральным директором объединения стал В.П. Калашников, главным инженером - В.Т. Позднеев. И уже 16 августа 1974 года с главного конвейера сошел 2 миллионный «Москвич», а в 1975 году выпуск завода достиг 650 автомобилей в день.

В 1976 году на заводе был осуществлен переход на массовый выпуск нового автомобиля «Москвич» моделей 2138 и 2140. В 1986 году выпустили первую партию автомобилей «Москвич-2141». Этот автомобиль с передним приводом, скоростной, маневренный, вместительный, высокопроходимый, с достаточным запасом грузоподъемности был очень удобен для эксплуатации по любым дорогам.

В 1970 году Московский шинный завод торжественно отметил свое 25-летие. За прошедшие годы на заводе было внедрено 45148 рационализаторских предложений и 461 изобретение с экономическим эффектом в 40 миллионов рублей.

Однако производство продолжает стремительно развиваться. Здесь создается информационно-вычислительный центр, где разрабатываются программы обработки на ЭВМ данных по расходованию сырья и материалов, статистическому контролю качества автопокрышек. Это позволило в 1983 году ввести в эксплуатацию участок инспекции качества.

И в результате в 1986 году легковым шинам с маркой МШЗ присваивается знак Е - соответствие международным стандартам ООН. А завод награждают орденом Трудового Красного Знамени. Так завязываются международные связи со странами СЭВ, Латинской Америки, Африки.

В 1982 году за создание конструкции и освоение серийного выпуска шин для автомобиля «Москвич» ряд инженеров завода был награжден медалями ВДНХ СССР. А в канун 40-летия завода в 1985 году здесь учредили звание «Почетный ветеран труда Московского шинного завода».

Заботится завод в эти годы и о рабочих. Более 3500 работников переехали тогда в новые квартиры. Каждый четвертый ежегодно получал путевку в санаторий, дом отдыха или совершал туристическую поездку, все дети шинников были обеспечены путевками в пионерский лагерь.

А в Южном порту к 1980 году были смонтированы краны-гиганты. Портальный кран «Кондор» грузоподъемностью 40 тонн грузил большегрузные контейнеры международного стандарта. Краны «Ганц» и «Альбатрос» выполняли грузовые операции с тяжеловесами, металлами, навалочными и тарно-штучными грузами. Причалы порта тянулись уже на 2,2 км.

Уже в 70-е годы город начали захлестывать экологические проблемы. Решение их пока не казалось таким уж спешным. В машиностроении гораздо важнее было сделать производство более экономичным. Одновременно возросли требования к контролю за продукцией.

Поэтому в 1976 году на базе ЦНИИТМАШа было создано НПО по технологии машиностроения. На него возложили проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по разработке прогрессивных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий производства. Области металлургии и обработки металлов (сварка, обработка давлением, резание металлов), контроля качества и диагностики оборудования с этих пор становятся важнейшими для института.

Получает дальнейшее развитие военно-космическая деятельность конструкторских бюро на заводе «Мосприбор». С целью развития и обеспечения успешной эксплуатации военно-космических радиосистем различного назначения Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 26 марта 1973 года был создан ЦНИИ «Комета».

Возглавил ЦНИИ Анатолий Иванович Савин, Герой Социалистического Труда, академик, лауреат Ленинской и трижды Государственных премий.

По мере успешного развития работ по космической тематике и внедрения их результатов институт организовал филиалы в Санкт-Петербурге, Вышнем Волочке, Киеве, Ереване, Аштаране, Алма-Ате, Рязани. Принятая в эксплуатацию в 1975 и 1978 году система «Космос-Море» до настоящего времени не имеет аналогов в мировой практике. В 1961-1979 годах в ЦНИИ создали систему «Космос-Земля» первого поколения, по своему масштабу стоящую в ряду самых грандиозных проектов из когда-либо осуществлявшихся в мире.

Не отставал от тяжелой промышленности и хлебозавод, где в 1975 году был запущен пряничный цех.

В 1985 году по проекту архитектора А.М. Рухлядьева вместо временного сооружения, находившегося на противоположном берегу с 1972 года на дебаркадере, на левом берегу Нагатинского канала построили Южный речной вокзал. Двухэтажное железобетонное здание вокзала, очень светлое благодаря использованию стекла, ориентировали вдоль берега и украсили в средней части башней со шпилем, традиционными для московских речных вокзалов.

Постепенно, хотя и не так быстро, как хотелось тогда жителям района, расширялась социальная сфера. В 1982 году в больнице №13 открыли хирургическое отделение на 300 мест, а в 1988 году - Центр амбулаторной хирургии.

Появилась еще одна детская поликлиника (№ 101), открытая на базе поликлинического отделения детской городской больницы № 12 в 1978 году. Первые 12 лет коллективом руководила Г.И. Степанова.

В 1986 году в Пролетарском районе Москвы как добровольное общество организовали Молодежный жилой комплекс «Кожухово». Первым председателем здесь был А.А. Азевич - выпускник МИФИ, ныне кандидат наук, член Совета самоуправления, руководитель компьютерного клуба.

Фонды на строительство жилых домов и объектов соцкультбыта для МЖК были выделены предприятиями-дольщиками. Но тогда, в 80-х, МЖК лишь набирал силу, строился. Жизнь здесь началась в полную силу лишь в 90-е годы.

Появилась в 70-х годах в районе и олимпийская чемпионка.

Галина Андреевна Степанская - жительница нашего района и героиня Олимпийских игр 1976 года в Инсбруке - воспитанница ленинградского спортивного общества «Труд». В 1976-1977 годах она стала абсолютной чемпионкой СССР по скоростному бегу на коньках и рекордсменкой мира. Дистанцию в 1500 метров на Олимпийских играх Г.А. Степанская преодолела за 2 минуты 16,58 секунды. Сегодня она - заслуженный мастер спорта, награждена орденом «Знак Почета».

С 1979 года появилась в районе Центральная детская библиотека, выросшая из отдела библиотеки № 85. У истоков детской библиотеки стояла О.Д. Дронова - выпускница Московского института культуры, в дальнейшем директор Центральной библиотечной системы Пролетарского района.

Отпраздновала новоселье в 1987 году в доме № 29 по улице Трофимова и библиотека № 153.

Свыше 30 лет возглавляла здесь коллектив Х. И. Хорошая, по инициативе которой и при поддержке директора и педагогов-словесников школы № 1274 (79) был создан клуб любителей поэзии.

В 1987 году по решению Политбюро ЦК КПСС в Москве начали создавать сеть кооперативных предприятий. Тогда-то и появился в нашем районе магазин «Грузия» (теперь ЗАО «Джорджия»). Все снабжение и руководство осуществлялось из Грузии (кооперативная собственность Цекавшири). Оттуда же рейсовыми самолетами, железной дорогой и автотранспортом поставлялись и товары. Магазин в то время сразу привлек внимание москвичей. И не только покупателей. Кооперация только доказывала свою состоятельность и способность конкурировать с государственной торговлей, и потому магазин часто посещали журналисты, с интересом следившие за становлением новых отношений.

В 1990 году коллектив в числе первых в районе перешел на аренду, а впоследствии и выкупил оборудование, оснащение, здание. Сегодня магазин известен в районе благотворительностью.

счетчик посещений
Результаты антивирусного сканирования