Пакт компрадорской стабильности и его бесперспективность

Загрузка ...
Отзыв профессора Сергея Семеновича Губанова на статью В.В. Путина «О наших экономических задачах»

 

30 января 2012 г. В.В. Путин выпустил третью из предвыборных статей – «О наших экономических задачах»*. Она выражает платформу компрадорской консервативной фракции. Фактически – это пакт компрадорской стабильности, в сущности неоколониальной, при которой Западу гарантируется сохранение России в качестве сырьевого придатка, а России – деиндустриализация.

В результате консервативный выбор тоже обрел теперь свое концентрированное выражение – наряду с неоиндустриальной платформой и противостоящей ей реакционной, изложенной в обновленном варианте «Стратегии-2020». Вместе с тем окончательно подтвердилась правильность научного подразделения противоборствующих сейчас социальных сил на прогрессивные, консервативные и реакционные**.

Прогрессивные силы выступают за новую индустриализацию России на основе вертикально-интегрированной формы собственности, консервативные – за сохранение экспортно-сырьевой модели и деиндустриализации при бюджетно-ограниченном господстве олигархически-компрадорской формы частнокапиталистической собственности, реакционные – за внешнее монетарное управление Россией, с безоговорочным ее подчинением «Вашингтонскому консенсусу» и полным индустриальным разоружением, как в 1990-е гг., при неограниченном господстве олигархически-компрадорской собственности.

К сожалению, консервативный выбор, отстаиваемый В.В. Путиным, не только идеологически, но и политически гораздо ближе к реакционному, нежели прогрессивному. Кабинет В.В. Путина не намерен приводить свою политику в соответствие с формулой прогрессивного развития России: неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция. Политика Кремля должна оставаться компрадорской политикой работы России на нефтедоллар и на мировое господство США, а не суверенной политикой работы России на саму себя, ради собственного социально-экономического подъема – таково главное послание пакта компрадорской стабильности.

Экономической логики, скажем сразу, статья лишена начисто, ибо состоит из двух разрозненных частей, никак не связанных одна с другой. Точнее, они находятся в прямом диссонансе. В первой части исповедуется реакционная компрадорская идеология – антигосударственная, тогда как во второй провозглашается необходимость создания миллионов высокотехнологичных рабочих мест.

До сих пор олигархически-компрадорская распродажа национального достояния лишь усугубляла деиндустриализацию России; почему теперь должно быть иначе и какое отношение имеет распродажа России к созданию высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест – об этом в статье нет ни единого слова. Между тем, связь тут однозначна: долларовая распродажа национального богатства не создает, а уничтожает рабочие места, поддерживая колониальную зависимость и вымирание России.

Едва ли надо быть семи пядей во лбу, чтобы осознавать объективную несовместимость колониальной торговли Родиной с новой индустриализацией, которая только и может обеспечить десятки миллионов высокотехнологичных рабочих мест технотронного качества. Правящий кабинет В.В. Путина, спаянный с олигархически-компрадорскими интересами вместо общегосударственных, свыше десятилетия уже не являл и не являет ничего иного, кроме политики распродажи России да проедания национального богатства нашей страны, созданного героическим трудом советского народа. Обеспечить новую индустриализацию России он и не может, и не хочет. Потому-то новая индустриализация даже не поминается в числе «наших» для консервативной фракции задач. Стало быть, создание высокотехнологичных рабочих мест – это всего лишь голая спекуляция, никого ни к чему не обязывающая.

Зато чем действительно примечательна статья, так это весьма занятным политическим торгом. В.В. Путин готов принять на себя обязательства перед компрадорской олигархией и Вашингтоном по обузданию «левого поворота» России, а взамен просит поддержки своей игры в суверенную риторику и сохранения частичного огосударствления компрадорской ренты ради закрепления России в качестве колониально-сырьевого придатка Запада.

§ 1. Консервативный пакт и его стороны

Прежде всего следует задуматься над тем, кому адресовал свое статейное послание В.В. Путин. Кто это такие – «наши», с кем отождествляет себя автор?

Быть может, это социально-трудовое большинство России? Отнюдь: оно игнорируется в статье вместе со всеми своими коренными интересами и чаяниями.

Быть может, это патриоты, которые выступают за экономическую и технологическую независимость России? Ничуть, ибо подобно героям Ильфа и Петрова автор статьи уверяет, что Запад нам поможет. Правда, тут же пеняет Западу, что тот и не думает помогать России высокими технологиями. Хотя, добавим, компрадорская Россия исправно помогает Западу сырьевыми ресурсами: нефтью, газом, черными и цветными металлами, удобрениями, зерном, древесиной, полуфабрикатами нефтехимии, драгоценными камнями, рыбой и рыбопродуктами и т.д.

Быть может, имеется в виду креативная часть россиян, кровно заинтересованная в том, чтобы Россия жила не за счет сырья и проедания национального богатства, а за счет инноваций, НИР и НИОКР, высоких технологий и наукоемкой продукции? Нет, это тоже не «наши» для В.В. Путина, поскольку он не считает деиндустриализацию проблемой, а новую индустриализацию задачей.

Быть может, к «нашим» отнесены представители высокотехнологичного промышленного капитала или военно-промышленного комплекса? Нет, и они не входят в разряд «наших». Вовсе не их имеет в виду автор статьи.

Послание предназначено исключительно для проамериканской компрадорской олигархии, которая паразитирует на превращении национального богатства России в транснациональное, отделенное от России. Это олигархии и Вашингтону адресовано послание, сулящее им сказочные выгоды и блага от консервации России в роли сырьевого придатка Запада, распродажи пакетов государственной собственности, приватизации, недопущения госкапитализма, коммерциализации науки, пресловутого «налогового маневра», пенсионной реформы, макроэкономической стабильности и «оптимизации» бюджетных расходов, ублажения иностранного капитала и т.д.

Спрашивается: почему В.В. Путиным выбран олигархически-компрадорский адресат? И впрямь, отчего это именно противники неоиндустриального прогресса России и отъявленные реакционеры, всячески подталкивающие Россию к подчинению мировому господству США? Оттого, что они вступили в политический торг с Кремлем по поводу пересмотра прежнего социального контракта. До жути перепуганная полевением России после кризиса 2008-2009 гг., компрадорская олигархия заявила через свой вариант «Стратегии-2020» требование, чтобы Кремль взял на себя дополнительное обязательство – обязательство по предотвращению «левой угрозы».

От США посредником выступила келейная миссия во главе с Г. Киссинджером, который выставил заключение сделки как условие признание легитимности президентских полномочий В.В. Путина «мировым сообществом». Встреча В.В. Путина с Г. Киссинджером состоялась 20 января 2012 г. в Москве. Но перед тем, что любопытно, Г. Киссинджер пообщался с экономистами, которые облекали требования компрадорской олигархии в форму обновленного варианта «Стратегии-2020» – А. Дворковичем, В. Мау, Я. Кузьминовым, Е. Ясиным и др. Тратить время на Д.А. Медведева делегации Г. Киссинджера, разумеется, было некогда, да и незачем***.

Судя по статье, опубликованной десять дней спустя, В.В. Путин пошел на предвыборную сделку с компрадорской олигархией. Объективно – за счет как стратегических, так и геополитических интересов России.

Во-первых, консервативная фракция сместилась в фарватер откровенно антироссийской, олигархически-компрадорской реакции. Политика власти, равноудаленной от левых и правых, от национализации и приватизации, отставлена. Кремль избрал политику смычки с кланом компрадорских собственников, поддерживаемых иностранным капиталом – таков трубный сигнал, во всеуслышание поданный в статье.

Во-вторых, отброшена риторика о новой индустриализации. Все верно: политика сохранения господства частнокапиталистической собственности, да еще в компрадорской и феодально-персонифицированной форме, исключает неоиндустриализацию. Фактически В.В. Путин подтвердил, что его кабинет не может поднять Россию на великие исторические свершения, неспособен опереться на социально-трудовое большинство, не в состоянии мобилизовать движущие силы, подготовить, спланировать, организовать и успешно провести крупномасштабную новую индустриализацию.

В-третьих, в статье «О наших экономических задачах» дано не что иное, как приправленный демагогией пересказ либерально-компрадорской версии «рейганомики», позорной для всякой мало-мальски суверенной страны и навязываемой под видом обновленной «Стратегии-2020». Нам незачем повторять критический анализ «экономики предложения» (еще одно название «рейганомики»), с которой носятся ныне реакционеры: наука всегда идет на шаг впереди и потому каждый, кто интересуется борьбой идей, может обратиться к публикациям в научных изданиях****.

В-четвертых, в статье нет ни предметного анализа, ни честного отчета о сделанном и результатах сделанного. Кремль уходит от ответственности и за свои действия, и за свое бездействие. Вместо отчета перед обществом он лишь озадачивает, т.е. ставит задачи. И какие? Быть может, это задачи развития России? Ничего подобного.

Хотя реальное развитие России может быть только неоиндустриальным, новая индустриализация среди «наших» задач не значится. Выходит, новая индустриализация – это для Кремля задача не «наша». «Нашими» для него являются задачи по удержанию России в состоянии деиндустриализации и парализованного машиностроения – в состоянии страны, экономически бессильной, политически беспомощной, колониально зависимой.

§ 2. Причины компрадорского пакта

Итак, статья адресована прежде всего правым – той самой компрадорской олигархии, перед которой Кремль взял на себя обязательства по давнему, 2000 г., социальному контракту.

Собственно, весь посыл статьи в том и заключен, что консервативная фракция настаивает на сохранении прежнего социального контракта Кремля с компрадорами, видя в том их общие задачи – «наши». Напомним, ради стабильности правящей фракции В.В. Путина условиями этого контракта допускаются частичная бюджетно-налоговая национализация компрадорской ренты (экспортно-сырьевой) и политика индексации социальных расходов. В обмен компрадоры сохраняют диктатуру своей олигархически-компрадорской собственности и политической власти, а сверх того получают плоскую шкалу подоходного налога (2002 г.), офшорную юрисдикцию, щедрые государственные заказы, стабилизационный фонд нефтедоллара (2004 г.), ежегодное повышение тарифов на электроэнергию, бензин, транспорт и прочие формы извлечения прибыли за счет налогоплательщиков.

Резонен вопрос: почему политический торг затеян именно сейчас, именно между Кремлем и компрадорами? Потому, прежде всего, что конституционная должность президента как главы неоколониальной администрации есть товар, который продается и покупается за валюту подобно всем остальным товарам, с оформлением сделки между заинтересованными сторонами при посредничестве мировой империи, т.е. США.

Инициаторами выступила компрадорская олигархия. Отважиться на открытый торг с Кремлем ее вынудило отчаяние. Она шкурой ощущает резкое полевение России, явившееся результатом переоценки ценностей в результате кризиса 2008-2009 гг.

Кризис обесценил социальный контракт Кремля с олигархами. Общепризнанным стало п